Центр профориентации и психолого педагогической диагностики

Центр

Регионы

Регистрация

Карта сайта

Мастер-класс

Библиотека

Эмблема

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ

Центр профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся при Министерстве народного образования Республики Узбекистан (в дальнейшем именуется Центр) создан на основании постановления Кабинета Министров № 203 от 13 мая 1998 года “Об организации общего среднего образования в Республике Узбекистан”

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА

Основная целью деятельности Центра является профессиональная ориентация учащихся, их психолого-педагогическая диагностика и организационное, научное, методическое, информационное, программное обеспечение процессов выявления одаренности, интересов и склонностей учащихся.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦЕНТРА

1. Выработка научных и организационно - методических основ профессиональной ориентации выпускников 9-х классов общеобразовательных школ и молодежи.

p1.gif (122490 bytes)

2. Координация деятельности Центров профессиональной ориентации учащихся и психолого-педагогической диагностики при областных, городских и районных отделах народного образования, организация научно-методической и консультативной помощи, выработка методических и нормативно-правовых документов и методических рекомендаций, определяющих деятельность ведомственных Центров диагностики.

3. Разработка и внедрение психодиагностических методик, используемых при диагностике интересов, склонностей и способностей выпускников общеобразовательных школ.

4. Организация профконсультаций и обеспечение профинформацией о видах современного производства, о профессиях, о состоянии рынка труда, о потребности в квалифицированных кадрах в социально-экономической сфере, содержании и перспективе рынка профессий, о формах и видах их освоения и предъявляемых к ним требованиям, о росте профессиональной квалификации в процессе трудовой деятельности воспитанникам учреждений дошкольного образования и учащихся общеобразовательных школ.

5. Организация выдачи рекомендаций в учреждения среднего специального профессионального образования (академические лицеи или профессиональные колледжи) учащимся общеобразовательных школ, исходя из их психофизиологических особенностей, личностных возможностей и потребностей общества.

6. Определение состояния здоровья и степени подготовленности 6-леток к школе, разработка и претворение в жизнь необходимых нормативных документов, инструкций, методических пособий, обеспечивающих оздоровление дошкольников совместно с Министерством здравоохранения.

Психолого-педагогическое диагностирование умственного и физического развития учащихся, определение их способностей и склонностей, организация выдачи рекомендаций для приема в школу с 6-ти лет детям, признанным готовыми к школе по результатам педагогико-психологической диагностики.

Организация и контроль ежегодного медицинского осмотра учащихся. Учет профпригодности (медицинских противопоказаний) при даче рекомендаций.

Консультация и психолого-педагогическая помощь учащимся и их родителям по вопросам (проблемам) образования, воспитания и процесса социальной адаптации.

Создание банка данных о существующих направлениях подготовки в академических лицеях и профессиональных колледжах, действующих в Республике Узбекистан.

Разработка концепций и программ в рамках компетенции Центра с привлечением заинтересованных организаций.

В рамках деятельности Центра изучение прогрессивного зарубежного опыта и новых методов, адаптация их к местной национальной среде, выработка мероприятий по внедрению их в практику.

Внесение предложений в соответствующие министерства и ведомства по вопросам профессионального образования, профессиональной ориентации, по выбору профессий учащимися, а также их социальной защиты.

Изучение и распространение передового опыта по работе с одаренными учащимися, а также с учащимися, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, создание банка данных об одаренных детях и молодежи, выработка методических, нормативно-правовых документов и инструкций в целях организации для вышеназванных детей консультаций по правовым, педагогическим, психологическим, духовным и другим направлениям.

Создание банка данных об одаренных учащихся, разработка нормативно-правовых документов и рекомендаций по оказанию им консультаций в области выбора профессий.

Создание справочно-информационных источников по направлениям Центра.

Внесение предложений в Министерство народного образования о поощрении и представлении на государственные награды работников, достигших высоких показателей в рамках деятельности Центра.

Организация повышения квалификации работников системы.

Оказание (разного рода) консультативной, диагностической и образовательной помощи учащимся, молодежи и общественности.

Являясь ведущим научно-методическим учреждением системы профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся Министерства народного образования в Республике Узбекистан, Центр определяет стратегию развития научно-методических и социальных исследований в отрасли, имея право обращаться с инициативой (в том числе законодательной) в вышестоящие органы по вопросам совершенствования системы профессиональной ориентации, нормативной базы и образовательного процесса, повышения качества подготовки кадров.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

Теоретико-методические основы профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся.

Теоретические основы содержания:

  • общеобразовательные программы;

  • специальные образовательные программы по профильному обучению;

  • образовательные программы по курсу профессиональной ориентации;

  • дополнительные образовательно-профориентационные программы.

Теоретико-методические основы разработки и введения государственных образовательных нормативов по профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся.

Теоретико-методические основы психологической и дефектологической службы в системе образования.

Теоретико-методические основы разработки учебно-методического комплекса.

Теоретико-методические основы оценки качества профессиональной ориентации учащихся.

Проблемы разработки и внедрения современных образовательных и информационных технологий.

Социально-экономические проблемы развития профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся.

Разработка требований к нормативам учебно-методической базы школы по профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся.

Научно-методические основы переподготовки и повышения квалификации педагогических и психолого-педагогических кадров.

Научно-педагогические основы управления региональными Центрами.

Разработка методов и средств проблемно-развивающего обучения.

Психолого-педагогические, этнопедагогические и культурологические основы формирования личности учащихся в общеобразовательных школах.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЦЕНТР ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ЗАДАЧИ ПО
СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Профессиональная ориентация

Проведение систематического анализа развития системы профориентации, выявление закономерностей, тенденций и прогнозных вариантов её развития.p4.gif (23332 bytes)

Обоснование развития направлений профориентации с учетом требований рынка труда и устремлений молодежи.

Научное обоснование перспектив общегосударственных и региональных потребностей в специалистах.

Прогнозирование актуальных направлений исследований в области профориентации.

Разработка научно-методических основ профессиональной ориентации в системе образования.

Анализ и обобщение мирового и отечественного передового опыта по профессиональной ориентации.

Разработка механизмов рейтинговой оценки деятельности общеобразовательных школ и региональных Центров.

Проведение научных исследований в области современных информационных технологий профессиональной ориентации.

Осуществление переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

Научная, педагогическая, творческая стажировка, в том числе в зарубежных странах.

Психолого-педагогическое направлние

Проведение систематического анализа развития системы психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление закономерностей, тенденций и прогнозных вариантов её развития.

p6.gif (22630 bytes)Обоснование развития направлений психолого-педагогической диагностики учащихся с учетом требований рынка труда и стремлений молодежи.

Прогнозирование актуальных направлений исследований в области психолого-педагогической диагностики учащихся.

Разработка научно-методических основ психолого-педагогической диагностики учащихся в системе образования.

Анализ и обобщение мирового и отечественного передового опыта по психолого-педагогической диагностике учащихся.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение современных педагогических и информационных технологий в учебный процесс общеобразовательных школ.

Разработка пакета методик и рекомендаций по психолого-педагогической диагностике учащихся.

Разработка методик и рекомендаций по определению готовности детей 6-леток к школе.

Разработка методик и рекомендаций по работе с детьми с умственными и физическими недостатками.

Разработка методик и рекомендаций по выявлению одаренных детей.

Внедрение в учебный процесс результатов научных исследований в области педагогики и психологии обучения и др.

Направление дефектологической и медицинской службы

Разработка научно-методических основ дефектологической службы в системе образования.p5.gif (24798 bytes)

Организация совместной деятельности государственных и негосударственных структур здравоохранения с соответствующими региональными Центрами и общеобразовательными школами.

Выработка критериев оценки качества их педагогической и управленческой деятельности, а также методов определения эффективности их работы.

Организация медицинских осмотров детей-6-леток и учащихся 2-11 классов, анализ результатов, реабилитация, меры по оздоровлению.

Координация деятельности дефектологов, врачей, медсестер общеобразовательных школ и региональных Центров.

Направление мониторинга

Сбор информации и обработка результатов деятельности региональных Центров. Составление мероприятий.

Разработка и утверждение критериев деятельности служб профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся общеобразовательных школ, региональных Центров и отделов Республиканского Центра.

Сбор и обработка результатов выдачи “Тавсиянома”, данных о продолжении учебы выпускниками 9-х классов в учебных заведениях ССПО за последние 3 года.

Сбор и обработка результатов приема детей - 6-леток в школу за последние 3 года.

Обеспеченность научно-методическими, организационными материалами общеобразовательных школ, региональных Центров.

Создание банка данных относительно служб профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся общеобразовательных школ, региональных Центров и отделов Республиканского Центра.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОВ ОТДЕЛ

Отдел профоринтации и современных информационных технологий

p3.gif (21952 bytes)

Отдел занимается решением следующих задач:

1. Выработка научных и организационно-методических основ информационного обеспечения профессиональной ориентации.

2. Разработка и внедрение профориентационных материалов на базе новых информационных технологий.

3. Координация деятельности региональных структур и специалистов по разработке и внедрению современных профориентационных материалов

4. Организация научно-методической и консультативной помощи региональным структурам и специалистам в разработке и внедрении современных профориентационных материалов.

5. Информационное и программное обеспечение банка данных о существующих направлениях подготовки в академических лицеях и профессиональных колледжах, действующих в Республике Узбекистан.

6. Изучение прогрессивного зарубежного опыта и новых методов профориентационной работы, адаптация их к местной национальной среде, выработка мероприятий по внедрению их в практику.

7. Создание справочно-информационных массивов по направлениям деятельности Центра.

Отдел профинформации и профконсультации

Отдел охватывает следующие проблемы:

Разработка и внедрение научных и организационных основ ориентации выпускников 9-х классов и молодежи для учебы в профколледжах и академических лицеях.

Организация методических и консультационных услуг региональным Центрам, разработка методических, нормативных документов.

Организация методической помощи по совместной работе с региональными организациями ССПО, здравоохранения, служб занятости, общественными организациями и др. соответствующими государственными и негосударственными учреждениями.

Разработка компонентов учебно-методического обеспечения профориентации (стандартов, учебных планов и программ, методических пособий и рекомендаций, средств обучения).

Создание банка данных направлений подготовки академических лицеев и профессиональных колледжей страны.

Отдел мониторинга

Проводит работу по следующим направлениям:

Мониторинг и анализ деятельности региональных Центров по исполнению положений и нормативно-правовых документов Министерства и Центра.

Разработка методик по ведению мониторинга в системе.

Обработка и анализ результатов деятельности по профориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся.

Отдел психолого-педагогической диагностики и психологической службы

Отдел занимается разработкой:p2.gif (21664 bytes)

Научных, организационных и методических основ психолого-педагогической диагностики, профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ для направления их в академические лицеи и профессиональные колледжи.

Содействия по организации консультативной и психологической помощи региональным Центрам и общеобразовательным школам.

Координации деятельности региональных Центров и общеобразовательных школ по психолого-педагогической диагностике и психологической службе.

Методик по работе с родителями по оказанию консультативной помощи, согласно их интересам и склонностям.

Организации выдачи рекомендаций детям - 6-леткам о приеме в школу по результатам психолого-педагогической диагностики.

Отдел дефектологии и медицинской службы

Основными направлениями деятельности отдела являются:

Организация совместной работы соответствующих организаций по предотвращению и лечению выявленных болезней среди детей до 6-и лет и учеников начальных классов в школах и дошкольных учреждениях.

Создание многогодовых банка данных медицинских осмотров детей-6-леток.

Выявление медицинских противопоказаний по выбранным направлениям профессий.

Контроль над деятельностью дефектологической и медицинской службы региональных Центров и общеобразовательных школ.

Разработка научно-методических основ дефектологической и медицинской служб региональных Центров и общеобразовательных школ.

Работа с умственно и физически отсталыми детьми.

Издательско-маркетинговый отдел

Главной целью деятельности отдела является:

Координация работ по изданию научных, методических, организационно-правовых разработок, одобренных ученым Советом Центра.

Составление от имени Центра взаимовыгодных контрактов с другими учреждениями.

Освещение в средствах массовой информации деятельности региональных Центров и общеобразовательных школ.

Определение и обеспечение потребности образовательных учреждений в необходимой учебно-методической литературе.

Определение перспективы развития издательско-маркентинговой службы профессиональной ориентации и псхолого-педагогической диагностики учащихся и молодежи.

Организация совместного сотрудничества с заинтересованными учреждениями, а также с ведущими специалистами и учеными.

Отдел международных отношений

Основной задачей отдела является:

  • сотрудничество с Международными фондами и другими организациями развитых зарубежных стран.

  • составление от имени Центра договоров о сотрудничестве с международными учреждениями и странами СНГ:

  • организация стажировки и повышения квалификации сотрудников системы в развитых зарубежных странах.

  • составление проектов предложений для получения грантов по международным проектам.

Специализированный лицей профориентации и профильного трудового обучения

Специализированный лицей профориентации и профильного трудового обучения основан 1992 году.

Адрес лицея: г.Ташкент-164, ул. Д.Абидовой-7а. Тел: 162-15-37.

В лицее обучаются и проходят профильно-трудовую подготовку 1948 учащихся. В лицее работает 116 преподавателей, из них 6 докторов и кандидатов наук, 8 отличников народного образования Республики Узбекистан, 52 преподавателя высшей категории.

В лицее проходят обучение по следующим профильно-трудовым направлениям:

1. Прикладная математика:

-программисты, операторы ЭВМ, пользователи ЭВМ.

2. Экономика:

-бухгалтеры-экономисты, менеджеры, секретари-референты, помощники налогового инспектора.

3. Прикладная физика:

-автомеханики, радиотехники, электронщики.

4. Биологический цикл.:

медсестры по уходу за больными на дому.

5. Технико-технологический цикл:

механики по наладке станков с ЧПУ, модельеры-дизайнеры, художники-оформители-флористы, столяры-краснодеревщики, швеи, кондитеры-кулинары, парикмахеры-визажисты, экскурсоводы и менеджеры гостиничного хозяйства, водители категории “В,С”

Выпускники лицея получают сертификаты по выбранному направлению.

Редакционно-издательский комплекс
“MAKTAB VA HAYOT”

Основным видом деятельности по Уставу является:

Выпуск, распространение журнала “Maktab va hayot” и приложений к нему.

Сбор, анализ, редактирование, издание и распространение методических и дидактических материалов по проблемам: профессиональная ориентация воспитанников дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ; психология личности, личностно ориентированная педагогика, психологическая диагностика различного профиля и предназначения; психологические проблемы, гармонизация социальной сферы образовательного учреждения; профильное (трудовое) обучение, воспитание и развитие; школьная предпринимательская деятельность, оказание платных образовательных услуг; социализация личности, ее успешная социальная адаптация в современном обществ.

Составление по заявкам заинтересованных организаций и лиц аналитических обзоров по наиболее актуальным проблемам формирования в образовательных учреждениях духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности, определение степени её готовности к дальнейшему профессиональному образованию и труду на благо семьи, общества и государства.

Информационная и рекламная деятельность в интересах учащихся, родителей, педагогических коллективов образовательных учреждений.

Подготовка, изготовление и распространение учебно-наглядных пособий.

Наверх

Используются технологии uCoz