Центр профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся при Министерстве народного образования Республики Узбекистан (в дальнейшем именуется Центр) создан на основании постановления Кабинета Министров № 203 от 13 мая 1998 года “Об организации общего среднего образования в Республике Узбекистан” ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА Основная целью деятельности Центра является профессиональная ориентация учащихся, их психолого-педагогическая диагностика и организационное, научное, методическое, информационное, программное обеспечение процессов выявления одаренности, интересов и склонностей учащихся. ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦЕНТРА 1. Выработка научных и организационно - методических основ профессиональной ориентации выпускников 9-х классов общеобразовательных школ и молодежи. 2. Координация деятельности Центров профессиональной ориентации учащихся и психолого-педагогической диагностики при областных, городских и районных отделах народного образования, организация научно-методической и консультативной помощи, выработка методических и нормативно-правовых документов и методических рекомендаций, определяющих деятельность ведомственных Центров диагностики. 3. Разработка и внедрение психодиагностических методик, используемых при диагностике интересов, склонностей и способностей выпускников общеобразовательных школ. 4. Организация профконсультаций и обеспечение профинформацией о видах современного производства, о профессиях, о состоянии рынка труда, о потребности в квалифицированных кадрах в социально-экономической сфере, содержании и перспективе рынка профессий, о формах и видах их освоения и предъявляемых к ним требованиям, о росте профессиональной квалификации в процессе трудовой деятельности воспитанникам учреждений дошкольного образования и учащихся общеобразовательных школ. 5. Организация выдачи рекомендаций в учреждения среднего специального профессионального образования (академические лицеи или профессиональные колледжи) учащимся общеобразовательных школ, исходя из их психофизиологических особенностей, личностных возможностей и потребностей общества. 6. Определение состояния здоровья и степени подготовленности 6-леток к школе, разработка и претворение в жизнь необходимых нормативных документов, инструкций, методических пособий, обеспечивающих оздоровление дошкольников совместно с Министерством здравоохранения. Психолого-педагогическое диагностирование умственного и физического развития учащихся, определение их способностей и склонностей, организация выдачи рекомендаций для приема в школу с 6-ти лет детям, признанным готовыми к школе по результатам педагогико-психологической диагностики. Организация и контроль ежегодного медицинского осмотра учащихся. Учет профпригодности (медицинских противопоказаний) при даче рекомендаций. Консультация и психолого-педагогическая помощь учащимся и их родителям по вопросам (проблемам) образования, воспитания и процесса социальной адаптации. Создание банка данных о существующих направлениях подготовки в академических лицеях и профессиональных колледжах, действующих в Республике Узбекистан. Разработка концепций и программ в рамках компетенции Центра с привлечением заинтересованных организаций. В рамках деятельности Центра изучение прогрессивного зарубежного опыта и новых методов, адаптация их к местной национальной среде, выработка мероприятий по внедрению их в практику. Внесение предложений в соответствующие министерства и ведомства по вопросам профессионального образования, профессиональной ориентации, по выбору профессий учащимися, а также их социальной защиты. Изучение и распространение передового опыта по работе с одаренными учащимися, а также с учащимися, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, создание банка данных об одаренных детях и молодежи, выработка методических, нормативно-правовых документов и инструкций в целях организации для вышеназванных детей консультаций по правовым, педагогическим, психологическим, духовным и другим направлениям. Создание банка данных об одаренных учащихся, разработка нормативно-правовых документов и рекомендаций по оказанию им консультаций в области выбора профессий. Создание справочно-информационных источников по направлениям Центра. Внесение предложений в Министерство народного образования о поощрении и представлении на государственные награды работников, достигших высоких показателей в рамках деятельности Центра. Организация повышения квалификации работников системы. Оказание (разного рода) консультативной, диагностической и образовательной помощи учащимся, молодежи и общественности. Являясь ведущим научно-методическим учреждением системы профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся Министерства народного образования в Республике Узбекистан, Центр определяет стратегию развития научно-методических и социальных исследований в отрасли, имея право обращаться с инициативой (в том числе законодательной) в вышестоящие органы по вопросам совершенствования системы профессиональной ориентации, нормативной базы и образовательного процесса, повышения качества подготовки кадров. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА Теоретико-методические основы профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся. Теоретические основы содержания:
Теоретико-методические основы разработки и введения государственных образовательных нормативов по профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся. Теоретико-методические основы психологической и дефектологической службы в системе образования. Теоретико-методические основы разработки учебно-методического комплекса. Теоретико-методические основы оценки качества профессиональной ориентации учащихся. Проблемы разработки и внедрения современных образовательных и информационных технологий. Социально-экономические проблемы развития профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся. Разработка требований к нормативам учебно-методической базы школы по профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся. Научно-методические основы переподготовки и повышения квалификации педагогических и психолого-педагогических кадров. Научно-педагогические основы управления региональными Центрами. Разработка методов и средств проблемно-развивающего обучения. Психолого-педагогические, этнопедагогические и культурологические основы формирования личности учащихся в общеобразовательных школах. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЦЕНТР ВЫПОЛНЯЕТ
СВОИ ЗАДАЧИ ПО Профессиональная ориентация Проведение систематического анализа развития системы профориентации, выявление закономерностей, тенденций и прогнозных вариантов её развития. Обоснование развития направлений профориентации с учетом требований рынка труда и устремлений молодежи. Научное обоснование перспектив общегосударственных и региональных потребностей в специалистах. Прогнозирование актуальных направлений исследований в области профориентации. Разработка научно-методических основ профессиональной ориентации в системе образования. Анализ и обобщение мирового и отечественного передового опыта по профессиональной ориентации. Разработка механизмов рейтинговой оценки деятельности общеобразовательных школ и региональных Центров. Проведение научных исследований в области современных информационных технологий профессиональной ориентации. Осуществление переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Научная, педагогическая, творческая стажировка, в том числе в зарубежных странах. Психолого-педагогическое направлние Проведение систематического анализа развития системы психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление закономерностей, тенденций и прогнозных вариантов её развития. Обоснование развития направлений психолого-педагогической диагностики учащихся с учетом требований рынка труда и стремлений молодежи. Прогнозирование актуальных направлений исследований в области психолого-педагогической диагностики учащихся. Разработка научно-методических основ психолого-педагогической диагностики учащихся в системе образования. Анализ и обобщение мирового и отечественного передового опыта по психолого-педагогической диагностике учащихся. Изучение, обобщение, распространение и внедрение современных педагогических и информационных технологий в учебный процесс общеобразовательных школ. Разработка пакета методик и рекомендаций по психолого-педагогической диагностике учащихся. Разработка методик и рекомендаций по определению готовности детей 6-леток к школе. Разработка методик и рекомендаций по работе с детьми с умственными и физическими недостатками. Разработка методик и рекомендаций по выявлению одаренных детей. Внедрение в учебный процесс результатов научных исследований в области педагогики и психологии обучения и др. Направление дефектологической и медицинской службы Разработка научно-методических основ дефектологической службы в системе образования. Организация совместной деятельности государственных и негосударственных структур здравоохранения с соответствующими региональными Центрами и общеобразовательными школами. Выработка критериев оценки качества их педагогической и управленческой деятельности, а также методов определения эффективности их работы. Организация медицинских осмотров детей-6-леток и учащихся 2-11 классов, анализ результатов, реабилитация, меры по оздоровлению. Координация деятельности дефектологов, врачей, медсестер общеобразовательных школ и региональных Центров. Направление мониторинга Сбор информации и обработка результатов деятельности региональных Центров. Составление мероприятий. Разработка и утверждение критериев деятельности служб профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся общеобразовательных школ, региональных Центров и отделов Республиканского Центра. Сбор и обработка результатов выдачи “Тавсиянома”, данных о продолжении учебы выпускниками 9-х классов в учебных заведениях ССПО за последние 3 года. Сбор и обработка результатов приема детей - 6-леток в школу за последние 3 года. Обеспеченность научно-методическими, организационными материалами общеобразовательных школ, региональных Центров. Создание банка данных относительно служб профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся общеобразовательных школ, региональных Центров и отделов Республиканского Центра. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОВ ОТДЕЛ Отдел профоринтации и современных информационных технологий Отдел занимается решением следующих задач: 1. Выработка научных и организационно-методических основ информационного обеспечения профессиональной ориентации. 2. Разработка и внедрение профориентационных материалов на базе новых информационных технологий. 3. Координация деятельности региональных структур и специалистов по разработке и внедрению современных профориентационных материалов 4. Организация научно-методической и консультативной помощи региональным структурам и специалистам в разработке и внедрении современных профориентационных материалов. 5. Информационное и программное обеспечение банка данных о существующих направлениях подготовки в академических лицеях и профессиональных колледжах, действующих в Республике Узбекистан. 6. Изучение прогрессивного зарубежного опыта и новых методов профориентационной работы, адаптация их к местной национальной среде, выработка мероприятий по внедрению их в практику. 7. Создание справочно-информационных массивов по направлениям деятельности Центра. Отдел профинформации и профконсультации Отдел охватывает следующие проблемы: Разработка и внедрение научных и организационных основ ориентации выпускников 9-х классов и молодежи для учебы в профколледжах и академических лицеях. Организация методических и консультационных услуг региональным Центрам, разработка методических, нормативных документов. Организация методической помощи по совместной работе с региональными организациями ССПО, здравоохранения, служб занятости, общественными организациями и др. соответствующими государственными и негосударственными учреждениями. Разработка компонентов учебно-методического обеспечения профориентации (стандартов, учебных планов и программ, методических пособий и рекомендаций, средств обучения). Создание банка данных направлений подготовки академических лицеев и профессиональных колледжей страны. Отдел мониторинга Проводит работу по следующим направлениям: Мониторинг и анализ деятельности региональных Центров по исполнению положений и нормативно-правовых документов Министерства и Центра. Разработка методик по ведению мониторинга в системе. Обработка и анализ результатов деятельности по профориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся. Отдел психолого-педагогической диагностики и психологической службы Отдел занимается разработкой: Научных, организационных и методических основ психолого-педагогической диагностики, профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ для направления их в академические лицеи и профессиональные колледжи. Содействия по организации консультативной и психологической помощи региональным Центрам и общеобразовательным школам. Координации деятельности региональных Центров и общеобразовательных школ по психолого-педагогической диагностике и психологической службе. Методик по работе с родителями по оказанию консультативной помощи, согласно их интересам и склонностям. Организации выдачи рекомендаций детям - 6-леткам о приеме в школу по результатам психолого-педагогической диагностики. Отдел дефектологии и медицинской службы Основными направлениями деятельности отдела являются: Организация совместной работы соответствующих организаций по предотвращению и лечению выявленных болезней среди детей до 6-и лет и учеников начальных классов в школах и дошкольных учреждениях. Создание многогодовых банка данных медицинских осмотров детей-6-леток. Выявление медицинских противопоказаний по выбранным направлениям профессий. Контроль над деятельностью дефектологической и медицинской службы региональных Центров и общеобразовательных школ. Разработка научно-методических основ дефектологической и медицинской служб региональных Центров и общеобразовательных школ. Работа с умственно и физически отсталыми детьми. Издательско-маркетинговый отдел Главной целью деятельности отдела является: Координация работ по изданию научных, методических, организационно-правовых разработок, одобренных ученым Советом Центра. Составление от имени Центра взаимовыгодных контрактов с другими учреждениями. Освещение в средствах массовой информации деятельности региональных Центров и общеобразовательных школ. Определение и обеспечение потребности образовательных учреждений в необходимой учебно-методической литературе. Определение перспективы развития издательско-маркентинговой службы профессиональной ориентации и псхолого-педагогической диагностики учащихся и молодежи. Организация совместного сотрудничества с заинтересованными учреждениями, а также с ведущими специалистами и учеными. Отдел международных отношений Основной задачей отдела является:
Специализированный лицей профориентации и профильного трудового обучения Специализированный лицей профориентации и профильного трудового обучения основан 1992 году. Адрес лицея: г.Ташкент-164, ул. Д.Абидовой-7а. Тел: 162-15-37. В лицее обучаются и проходят профильно-трудовую подготовку 1948 учащихся. В лицее работает 116 преподавателей, из них 6 докторов и кандидатов наук, 8 отличников народного образования Республики Узбекистан, 52 преподавателя высшей категории. В лицее проходят обучение по следующим профильно-трудовым направлениям: 1. Прикладная математика: -программисты, операторы ЭВМ, пользователи ЭВМ. 2. Экономика: -бухгалтеры-экономисты, менеджеры, секретари-референты, помощники налогового инспектора. 3. Прикладная физика: -автомеханики, радиотехники, электронщики. 4. Биологический цикл.: медсестры по уходу за больными на дому. 5. Технико-технологический цикл: механики по наладке станков с ЧПУ, модельеры-дизайнеры, художники-оформители-флористы, столяры-краснодеревщики, швеи, кондитеры-кулинары, парикмахеры-визажисты, экскурсоводы и менеджеры гостиничного хозяйства, водители категории “В,С” Выпускники лицея получают сертификаты по выбранному направлению. Редакционно-издательский комплекс Основным видом деятельности по Уставу является: Выпуск, распространение журнала “Maktab va hayot” и приложений к нему. Сбор, анализ, редактирование, издание и распространение методических и дидактических материалов по проблемам: профессиональная ориентация воспитанников дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ; психология личности, личностно ориентированная педагогика, психологическая диагностика различного профиля и предназначения; психологические проблемы, гармонизация социальной сферы образовательного учреждения; профильное (трудовое) обучение, воспитание и развитие; школьная предпринимательская деятельность, оказание платных образовательных услуг; социализация личности, ее успешная социальная адаптация в современном обществ. Составление по заявкам заинтересованных организаций и лиц аналитических обзоров по наиболее актуальным проблемам формирования в образовательных учреждениях духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности, определение степени её готовности к дальнейшему профессиональному образованию и труду на благо семьи, общества и государства. Информационная и рекламная деятельность в интересах учащихся, родителей, педагогических коллективов образовательных учреждений. Подготовка, изготовление и распространение учебно-наглядных пособий. |
ФОТКИ ТЕПЕРЬ здесь