Профессиональная ориентация молодежи:
опыт и проблемы

Р.Х. Джураев, Х.Ф. Рашидов, А.В. Цой

Профессиональная ориентация, рассматриваемая ныне как один из компонентов общечеловеческой культуры, реализуется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональная ориентация, как направление практической деятельности, служит двум основным целям:

социальной и экономической защиты личности, т.к. человек, выбравший профессию в соответствии со своими интересами, склонностями и возможностями, успешнее ее осваивает и скорее достигает ощутимых результатов как в профессиональном, так и в материальном аспектах;

укреплению экономической мощи государства за счет более рационального распределения и использования трудового потенциала страны.

Конечный результат профориентационной работы, таким образом, социально-экономический, дающий реальную выгоду и отдельному человеку, и государству в целом.

В недавнем прошлом…

В сравнительно недавнем прошлом (10-15 лет тому назад) о профессиональной ориентации очень много писалось и говорилось, принимались постановления на самом высоком уровне, различные министерства и ведомства выносили множество решений, а потом все враз и надолго замолчали. Многое посчитали это справедливым, ибо подавляющим большинством практических работников народного образования, органов по труду и других социальных институтов профориентация рассматривалась, во-первых, как органическая составная часть коммунистического воспитания и, вторых, как средство (инструмент) комплектования профессионально-технических училищ и привлечения рабочих на предприятия с мало престижными профессиями.

С обретением независимости, переходом на рыночную экономику и рыночные отношения надобность в такой профориентации отпала практически сразу.

Согласитесь, что в таком контексте вопрос о необходимости создания разветвленной службы профориентации и развитии профориентационной деятельности становится далеко не риторическим.

Мнения.

Общеизвестно, что в педагогике и медицине разбираются практически все. Советы о том, как учить и как учиться, как лечить и как лечиться можно услышать ежечасно и повсеместно. Профориентация не избежала участи педагогики и медицины. В ней тоже все разбираются. И у каждого мнение свое - выстраданное и единственно правильное. Это, конечно, шутка, но в любой шутке...

Мы не беремся анализировать все мнения. Остановимся на двух, встречающихся наиболее часто.

Итак, мнение первое. Профориентация, вообще говоря, нужна. И мы ею занимаемся. В системе Министерства народного образования почти в каждой школе (за исключением малокомплектных) введена должность психолога, а несколько лет тому назад созданы во всех городах и районах страны центры профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики. В каждом центре по 4 сотрудника: заведующий, он же организатор профориентационной работы в дошкольных учреждениях и общеобразовательных учебных заведениях района (города), психолог-профконсультант, врач и дефектолог. Всего таких центров 200 с небольшим. Этого достаточно. Они работают и проблема, пусть худо- бедно, но все же решается. А в каждом профессиональном колледже и академическом лицее есть, к тому же, свой психолог.

Мнение второе. В соответствии с реформой образования выпускники общеобразовательных школ обязаны по закону пойти учиться либо в лицей, либо в колледж. Иными словами, никуда они, голубчики, не денутся. Сами придут куда надо. Зачем же нам тратить время, нервы и деньги на профориентационную работу.

Не будем комментировать оба мнения здесь и сейчас. Предлагаем просто обозначить проблемы, заставившие нас взяться за перо.

Проблемы

Наверняка каждый из читателей (и неоднократно) внимательно знакомился с Национальной программой по подготовке кадров. И это естественно. Более сильного, радикального документа об образовании в нашей истории еще не было. Тем не менее, напомним еще раз, что в преамбуле к Программе, где изложены общие положения, т.е. основополагающие, концептуальные взгляды на проблему, говорится о необходимости “...создания условий и действенных механизмов реализации интересов личности…" (1, 35; второй абзац сверху), и, далее (1, 35; четвертый абзац сверху), о необходимости создания условий для "…осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ...".

К 2005 году ежегодно в систему среднего специального, профессионального образования будет вливаться около полутора миллионов юношей и девушек. Кем и как будет регулироваться этот громадный поток? Кто и как будет учитывать при зачислении в колледж или лицей возможности, пожелания, наклонности, способности каждого абитуриента? Кто и как будет приводить в действие "механизм реализации интересов личности" и "механизм обязательности среднего специального, профессионального образования"? Согласитесь, что это не просто вопросы, это - проблемы.

Нужны подзаконные акты, регламентирующие процедуры подбора абитуриентов в колледжи и лицеи и определяющие меру ответственности всех сторон, в том числе и родителей, за получение детьми 12-летнего образования. Нужны акты (нормативные документы), связывающие воедино уже имеющиеся у нас реальные возможности, в том числе махаллю, школы, центры профориентации и психолого-педагогической диагностики, колледжи и лицеи. Нужны акты, определяющие кто, где и как готовит информационную и инструментальную (методики, тесты, оборудование) базы для работы по выявлению интересов и возможностей личности. Но прежде всего и более всего нужна концепция профессиональной ориентации, т.е. система взглядов и подходов, определяющая роль и место профориентации в общей системе работы с молодежью.

Что же такое профориентация?

Мы не будем приводить научных дефиниций, хотя их уже сформулировано не менее десятка. Давайте говорить о сути. Профессиональная ориентация - это работа, по итогам которой каждый из нас (желательно в молодом возрасте) должен выбрать направление профессиональной деятельности. При этом каждому выбирающему надо соблюсти, по меньшей мере, два условия.

Первое. Выбрать профессию самостоятельно.

Второе. Выбор должен быть обоснованным, т.е. базироваться на самооценке, самопознании и анализе соответствующей профориентационной информации.

Вроде бы, все просто и понятно. Но, поверьте, простота эта кажущаяся. Проблема создания условий для осознанного выбора каждым своей профессии (направления деятельности) - комплексная и сложная, требующая от исполнителей высокого профессионализма, а порой и высочайшего психолого - педагогического мастерства.

Классическая профориентация включает в себя четыре основных направления деятельности: профпросвещение, профконсультация, профотбор и профподбор, профадаптация (рис.1). Справедливости ради следует упомянуть, что число таких направлений у разных авторов колеблется от трех до семи. Однако, не будем утомлять друг друга анализом концептуальных подходов к проблеме. Остановимся на классической схеме, тем более, что она апробирована разными специалистами в различных странах и является одной из наиболее распространенных.

Профпросвещение

Иногда вместо термина "профессиональное просвещение" используется термин "профессиональная информация (профинформация)”. По большому счету это одно и то же.

В чем суть этого направления деятельности? В природе самого понятия "выбор". Вспомните, когда Вы что-то собираетесь купить, ну, например, подарок родственнику на день рождения. Вы, вольно или невольно, перерабатываете массу информации: возраст родственника, его пол, семейное положение, степень материального благополучия (кстати, не только родственника, но и Вашего тоже), его и Ваши вкусы, так как Вы не купите близкому человеку вещь, которая лично Вам очень не нравится и т.д. Таким образом, у Вашего выбора должна быть информационная основа.

Так или почта так обстоит дело и с выборов профессии. Ее (профессию) можно выбрать, только обладая информацией о мире профессий, мире труда. Каков же он, мир нынешних профессий? Специалисты подсчитали (2, стр.5), что у современного выпускника общеобразовательной школы в 200 раз больше возможностей выбора профессий, чем у его, сверстника в начале прошлого века. Казалось бы, как хорошо! Богатейшие возможности для выбора. Но вспомните, простите, Буриданова осла, который так и умер от голода, не зная, какую из двух охапок сена ему предпочесть и съесть. А если надо выбирать не из двух, а из многих тысяч возможностей?

Ответ один: нужна классификация профессий. Все их надо сгруппировать в однородные и не очень сложные для понимания группы, в которых ребенок среднего и старшего школьного возраста мог бы разобраться и сделать обоснованный выбор. Такая классификация уже проведена. Естественно, предлагались различные виды классификации профессий. Желающих отсылаем к литературе (например, 3, стр. 6-10), здесь же упомянем об общепринятой ныне классификации, предложенной академиком Е.А. Климовым (4). Все профессии он разбил на пять типов, в зависимости от того, с чем или с кем преимущественно приходится иметь дело работнику (рис. 2). Например, профессия учителя относится к типу профессий "человек-человек", так как основной предмет нашего труда - ребенок, молодой человек. Каждый тип профессий поделен на классы в соответствии с целями труда. Классы профессий, в свою очередь, подразделяются на отделы в зависимости от используемых орудий труда или средств производства. Наконец, каждый отдел профессий, в зависимости от условий труда, делится на группы профессий.

Профпросвещение - одна из основных задач школьного профориентатора. Он должен познакомить детей с миром профессий, рассказать о содержании труда наиболее типичных и наиболее нужных региону профессий, об учебных заведениях, где эти профессии можно изучить, о местах работы будущих специалистов. Для этого для каждой профессии и специальности разрабатываются специальные документы – краткие описания профессии, профессиограммы, психограммы.

Таким образом, профпросвещение (профинформация) призвано сформировать информационную основу выбора профессии. Причем, при грамотной постановке работы у ребенка формируется не только информационная ("знаю"), но мотивационная ("хочу") основа выбора. Все это необходимо делать в школьные годы ребенка силами школьных профориентаторов (школьных психологов).

Но, согласитесь, школьный профориентатор просто не в состоянии знать в деталях всю информацию о всех профессиональных учебных заведениях, о профессиях, изучаемых в каждом академическом лицее или профессиональном колледже. Кто, кроме специалистов этих учебных заведений, лучше знает о специфике профессии, ее требованиях к человеку, ее привлекательных и трудных сторонах? Никто, естественно, кроме уже работающих профессионалов. Но речь-то сейчас не о них, а о школе и детях.

Если мы хотим, чтобы будущий контингент для лицеев и колледжей готовился исподволь и грамотно, такую информацию готовить и передавать школе должны территориальные службы профориентации при участии специалиствов профессиональных учебных заведений. Больше некому. Мы этого сейчас, как правило, не делаем.

Профконсультация

Положа руку на сердце, ответьте нам, уважаемый читатель, выбрали бы вы снова Вашу профессию, если бы Вам представилась возможность начать все сначала? По данным разных авторов где-то около 30-40% опрашиваемых твердо и однозначно ответили бы "нет". Потому что выбрали свою профессию случайно: друзья посоветовали, порекомендовали (или приказали!) родители, вынудили какие-то жизненные обстоятельства, не разобрались в самой сути профессии, да мало ли причин...

У каждого из нас есть свои интересы, склонности (строго говоря, это не одно и то же, но речь сегодня не об этом). Должны ли они учитываться при выборе профессии? Безусловно. Но для того, чтобы их выявить человек должен овладеть приемами самопознания, самооценки. Только тогда он сможет обоснованно самоопределиться. Обратите внимание, сколько раз повторяется приставка "само". Выбрать себе профессию, а иными словами, выбрать свое первоначальное направление и характер жизни каждый человек должен сам.

В начале 80-х годов в Ташкенте был образован центр профориентации, имевший в своем составе отдел профконсультации. Психологи Ташкентского центра профориентации, а их было около двух десятков, и все они имели базовое психологическое образование, начали проводить индивидуальные психологические консультации. Появились хвалебные отзывы, затем газетные публикации, телевизионные передачи. Кое-кто из руководства засомневался в правдивости отзывов, подозревая, что психологи сами себе устраивают рекламу. Сотрудники центра в первый и единственный раз пошли на нарушение психологической этики - спрятали скептика в кабинете профконсультанта за шкаф. Дело в том, что индивидуальная профконсультация - процедура сугубо индивидуальная, можно сказать, интимная. Выявляются сущностные, личностные особенности человека, о которых должен знать только он сам и никто более.

Два с лишним часа скептик (кстати, он был работником Совета Министров, кандидатом педагогических наук и хорошо разбирался в проблеме) молча просидел за шкафом. Вот его ощущения: "на каком- то этапе консультации я даже взмок от напряжения: как внешне проста, но неожиданно глубока процедура выявления и осознания истинного "Я". Отныне я ваш союзник и пропагандист”.

Так вот, школьный профконсультант, если говорить в общих чертах, должен помочь человеку разобраться самому в самом себе (простите за тавтологию). Для этого существует целый арсенал психодиагностических средств. Кстати, слово "арсенал" мы употребили не случайно. Некоторые психологические методики самопознания, саморазвития, например, НЛП (нейролингвистическое программирование) - в неумелых или плохих, недобрых руках - это оружие, мощное средство воздействия на человека, его психику, его поведение. Это мы к тому, что работать с психологическими тестами должны профессионалы, коих у нас, к сожалению, еще очень мало.

Психодиагностические тесты в руках дилетанта есть приблизительно то же самое, что заряженный автомат в руках маленького ребенка. Он может, не понимая, нажать на курок, а там уж... как кому повезет.

Внуку одного из авторов статьи школьный профконсультант посоветовал избрать медицинскую профессию. А у него пятерка по биологии не потому, что он ее любит, а потому, что учитель очень требователен и ухитряется чуть ли не ежедневно контролировать знания учащихся. Внук же, придя из школы, садится за компьютер и часами разбирается в каких-то программах. Значит - будущий компьютерщик? Судя по его характеру, интересам, предпочтениям, скорее всего, нет. Он часто и с удовольствием смеется, читая Гоголя. Вы часто смеялись, читая Гоголя? Следовательно, у него есть определенный вкус к художественному слову. Что же, будущий художественный критик или литератор? Судя, опять-таки, по интересам, нет. Вот здесь-то и нужен грамотный школьный психолог-профконсультант.

Резюме: профконсультация - оказание помощи ребенку в профессиональном самоопределении.

Жизнь человеческая складывается по-разному, каждый из нас может поменять профессию и даже не один раз. Но если школьный профконсультант грамотно поможет ребенку с первым выбором, то это значит, что первый, пожалуй, самый важный шаг в своей профессиональной жизни человек сделал в правильном направлении.

Профконсультация – второе важное направление профориентационной работы в школе.

Профподбор и профотбор

Понятия эти разные. При профессиональном подборе человеку подбирается то направление профессиональной деятельности, которое наиболее соответствует его психофизиологическим возможностям. Здесь на первом плане - реальные возможности человека. При профессиональном же отборе, наоборот, на первом месте требования профессии к человеку. Отбирают в отряд космонавтов, отбирают дикторов на телевидение и т.д.

Так ли уж нужны обе эти процедуры при подготовке специалистов массовых профессий, а именно таких специалистов призваны готовить академические лицеи и профессиональные колледжи?

Позвольте вместо ответа привести пример. 'В середине 80-х годов в упомянутом уже Ташкентском центре профориентации отдел профотбора начал внедрять систему профотбора водителей такси. Профессия, заметим, массовая. Работа велась совместно со специалистами Всесоюзного НИИ охраны труда (был, а может и сохранился, такой институт в Свердловске, ныне Екатеринбурге). С нашей стороны в проекте принимали участие физиологи, биохимики и психологи. В первом варианте проекта в процессе отбора моделировалась аварийная ситуация, одновременно снималась кардиограмма, замерялась КГР (южно-гальваническая реакция), делался анализ слюны, проводился рад психологических тестов.

Работа началась не с обследования курсантов, а с обследования их учителей - инструкторов по вождению, опытных водителей с большим стажем работы. В лаборатории установили тренажер - полную имитацию кабины легкового автомобиля. Перед тренажером висел экран, на который проецировалась дорожная обстановка. Водитель "ездил", выполняя различные команды. Неожиданно на экране появлялась встречная машина с включенными фарами и звуковым сигналом. Испытуемому надо было притормозить, съехать на обочину и остановиться, время и обстановка позволяли это сделать. Вместо этого наш водитель (напомню, не курсант, а инструктор по вождению) начал... выпрыгивать из кабины. Он забыл, что сидит в кресле, привинченному к полу.

А если бы это все произошло в реальных условиях? Вывод очевиден: есть категория людей (и их можно вычислить заранее), которые в экстремальной ситуации, а порой и просто в нестандартной обстановке, неспособны контролировать свои поступки и принимать обоснованные, правильные, выверенные решения.

Кстати, после этого случая от "аварийной" части методики с сожалением, но отказались. Заменили ее комплексом более "спокойных" аппаратных методик, в частности, изучением реакции на движущийся объект: по экрану, стоящему перед испытуемым бегают два световых зайчика. Одним из них он управляет, следуя командам инструктора. Оказалось, что новый комплекс, вкупе с другими методиками, столь же прогностичен.

И еще один пример. Старый мастер производственного обучения, много лет проработавшая ткачихой на Ташкентском текстильном комбинате, рассказывала что, попросив новых работниц, пришедших на комбинат, два-три раза повернуться, совершая при этом несложные движения руками, она сразу же определяла - кто их них будет ткачихой, а кто - мотальщицей, ровничницей. И редко, по ее словам, ошибалась. Это уже образчик отбора на уровне интуиции, подкрепленной большим практическим опытом.

Следовательно, и на некоторые массовые профессии людей надо отбирать. Однако, нам думается, что абсолютизировать значение этого направления профориентационной работы не следует. Есть большое число массовых профессий, овладеть которыми сможет практически любой здоровый человек.

Таким образом, профподбор - процедура подбора каждому человеку профессий с учетом его (человека) психофизиологических особенностей.

Профотбор - отбор кандидатов на профессию с четко выраженными и, как правило, жесткими профессиональными требованиями.

Понятно, что проводить такую работу в школе трудно: нет соответствующего оборудования и нет того знания "тонкостей" профессии и психофизиологических особенностей личности, которые и составляют суть этих процедур.

Что же касается лицеев и колледжей, то здесь проблема психофизиологического определения профессиональной пригодности уже должна рассматриваться более серьезно и обстоятельно. Во всяком случае, постановка и обсуждение такой проблемы актуальны.

Профадаптация

Различают профессиональную и социальную адаптацию. В первом случае речь идет об оказании помощи человеку в овладении профессией, во втором - во "вживаемости" в конкретный коллектив конкретного учебного заведения, предприятия, организации.

Каждый из нас узнает любимого актера (музыканта, певца), даже если он загримирован до неузнаваемости. (или мы его не видим, но только слышим). И это не удивительно, ибо у мастера свой индивидуальный стиль исполнения, присущий только ему. Так и в любой профессии. Мы осваиваем ее, казалось бы, в одинаковых условиях, но осваиваем ее по разному, исходя из своих психофизиологических возможностей и особенностей. Поэтому процесс освоения (адаптации к профессии) индивидуален. В процессе адаптации рождается свой индивидуальный стиль деятельности. Мы думаем, Вы согласитесь с нами, что даже скучные учителя скучны каждый по-своему. Иными словами, процесс становления профессионала имеет свои медико-биологические и психофизиологические аспекты, которые должны учитываться в ходе освоения профессии.

Но этим задачи профадаптации не исчерпываются. Есть еще один важный аспект проблемы. Начнем с примера. Работала бригада сборщиц, собиравших какие-то детали. Каждая сборщица работала за своим столом, а столы были расставлены вдоль стен производственного участка, т.е. каждая сидела лицом к стене. Работа была не очень шумная, они могли переговариваться, обмениваться новостями. Бригада работала дружно и хорошо. Женщины встречались и вне работы, собирались семьями, вместе отмечали праздники, помогали друг другу и в радости и в беде.

Однажды кто-то из них предложил переставить столы, поставив их так, чтобы все сидели лицом друг к другу, а не спиной. Столы переставили. Теперь они весь рабочий день сидели, что называется, “глаза в глаза”. Через некоторое время начались скандалы. А вскоре бригаду вынуждены были расформировать.

Переставили столы, только и всего. А людям испортили жизнь. Это результат. Но есть и причина. Личность, коллектив личностей - настолько сложное образование, что любая непродуманная, казалось бы, мелочь может иметь тяжкие последствия.

Создание комфортных (в социально-психологическом плане) условий труда - еще одна задача профадаптации, но уже социально-психологическая и психолого-педагогическая.

И последний аспект проблемы. У Плутарха есть поучительная притча.

...Трое с невероятными усилиями везли тяжелые тачки с камнями. К ним подошел прохожий и задал каждому один и тот же вопрос: "Что ты делаешь?".

Первый ответил: "Вот везу эту проклятую тачку".

Второй сказал: "Зарабатываю себе на хлеб".

Третий же произнес: "Строю прекрасный храм".

Каждый из нас не только человек, но и гражданин. У каждого есть свои личные интересы, но есть и интересы страны, общества, в котором мы живем. Осознание каждым не только личной, но и социальной значимости, социальной ценности и социальной ответственности своего труда - это тоже задача профадаптации как составной части профориентационной работы.

Вместо резюме. Есть формула счастливого человека. Это тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается к семье. Так вот, профадаптация - это деятельность, направленная на то, чтобы человек каждое утро с удовольствием шел на работу или на учебу.

Вместо выводов

Почти каждый человек (за очень небольшим исключением) в своей жизни меняет (и не раз) место работы, а порой, и профессию. И всякий раз он нуждается в профориентационных услугах. Иными словами, профориентация столь же непрерывна, как непрерывно образование.

Известно, что идея претворяется в жизнь, когда она овладевает массами. Цель статьи - сделать читателя нашим союзником, союзником осознанным, понимающим суть проблемы и разделяющим наши суждения о важности профессиональной ориентации. Пока мы лишь напомнили Вам том, что входит в понятие "профессиональная ориентация". В статье нет научной новизны. Многие стороны проблемы упомянуты вскользь или вообще не затронуты. Тем не менее, мы отважились на ее написание именно в таком виде, потому что хотим подчеркнуть одну, но очень важную мысль. Профориентация только тогда осязаемо эффективна, когда реализуется комплексно, когда в органичном единстве "работает" каждое направление.

Не надо думать, что для проведения профориентационной работы потребуются большие штаты и уж очень крупные деньги. Достаточно одного человека для любого учебного заведения. Но! Во-первых, это должен быть профессионал и, во вторых, он должен быть обеспечен всей необходимой информацией и инструментарием.

Будем откровенны. Пока у нас есть только штаты. Профессионалов мало, и они никем не объединены, "варятся" в собственном соку. Информационной и инструментальной базы почти нет, но уже есть службы (центры профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики), которые приступили к их подготовке.

И еще. Мы абсолютно убеждены, что профориентация действительно нужна, но нужна только в том случае, когда каждый ребенок для нас не учетно-статистическая единица, а личность. И не на словах. На деле.

Следующим летом мы отправим в лицеи и колледжи более полумиллиона выпускников школ. Свыше пятисот тысяч личностей. Нужна ли нам служба профориентации?

Использованная литература

Всяких и разных публикаций по профориентации - море, десятки тысяч. Разговоры о том, что мы, мол, с удовольствием бы, да вот нет подходящих пособий, на наш взгляд, от лукавого. Все работы, на которые дана ссылка в статье - доступные и очень полезные книги, изданные сравнительно недавно и массовым тиражом.

1. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана.-Т.: “Шарк”, 1997.-63с.

2. Мир профессий: Человек- знаковая система. Сост. С.Н.Левиева. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 351 с. (Это - один из томов пятитомника о профессиях-А.Ц.).

3. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М.: Просвещение, 1991.-144 с.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение. 1990.-159 с.

Используются технологии uCoz